После того как работник фирмы подал заявление или было принято решение о расторжении трудового контракта, в компании должны оформить записку расчет при увольнении, на основе которой ему будут рассчитаны и произведены все причитающиеся к выплате денежные средства. Сюда включается компенсация за неиспользованный отпуск, оплата труда за фактически отработанные дни, выходное пособие и т.д.
Порядок применения записки-расчета при увольнении
Прекращение трудовых отношений может происходить по различным причинам: как по инициативе работника, так и работодателя. В каждом случае существуют свои сроки, в течение которых принимается решение, а потом издается приказ об увольнении.
Как только оформляется распоряжение о расторжении контракта, на его основании кадровая служба выписывает записку-расчет, для которой используется форма т-61. Только нужно учитывать, что посчитать сотруднику суммы и осуществить их выплату надо в день увольнения.
При заполнении записки-расчета очень важно отразить, есть ли у работника причитающиеся ему дни отпуска, за которые ему нужно начислить компенсацию, или он их уже отгулял. Может возникнуть ситуация, что сотруднику согласно утвержденному графику отпусков уже был предоставлен ежегодный отпуск. В результате этого у него возникает задолженность за неотработанное время отдыха.
Чтобы подсчитать сколько положено работнику дней отпуска, нужно учесть его стаж работы. Для этого необходимо просмотреть предыдущие приказы об отпуске или личную карточку работника (если туда производились соответствующие записи), где записано время работы, за которое сотруднику уже он предоставлялся. Далее производится расчет дней отпуска при увольнении.
Законодательство устанавливает, что за каждый месяц работы сотруднику предоставляется 2,33 дня отдыха. При этом период до 15 числа не берется в расчет, а после 15 числа считается как полный месяц.
Заполнив свою страницу записки-расчета при увольнении, инспектор по кадрам ее визирует и передает в бухгалтерию для дальнейшего оформления.
Бухгалтер-расчетчик производит выборку данных из расчетно-платежных ведомостей за предыдущие 12 месяцев, и заполняет сведения о зарплате с расшифровкой их помесячно, и количестве календарных дней в выбранном периоде. В расчет принимается начисленная повременная или сдельная зарплата с надбавками и доплатами с премиями (если они не единовременные).
Исключить из данной выборки нужно все суммы, для расчета которых применялся средний заработок, пособия по больничному листу, материальные помощи и т. д. При подсчете календарных дней за каждый месяц работы берется 29,3, а за частично — календарные дни, приходящиеся на период работы, деленные на общее их количество в месяце и умноженные на 29,3.
На основе этих данных определяется среднедневной заработок и производится расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Здесь же бухгалтер заполняет информацию о зарплате за отработанные дни, прочих начислениях, а также об удержании и сумме к выплате. На основании расчета выписываются платежные документы на выплату или перечисления.
Записка-расчет визируется бухгалтером и прикладывается к остальным документам по начислению зарплаты за текущий месяц.
Образец заполнения записки расчета при увольнении
Заполнение лицевой стороны
В верхней части документа указывается название компании, ее код регистрации в органах статистики (ОКПО).Форма Т-61 должна иметь номер по порядку и дату ее оформления.
Инспектор по кадрам заполняет данные о табельном номере, Ф.И.О., должности и наименовании структурного подразделения, в котором работает увольняющийся человек.
Ниже необходимо указать, кто является инициатором увольнения, зачеркнув ненужный вариант, а также дату расторжения трудового договора. Также заполняется информация об этом со ссылкой на соответствующую статью ТК РФ, и записываются реквизиты приказа об увольнении — номер и дата.
Здесь же указываются сведения о наличии неиспользованных или взятых авансом днях отпуска с расшифровкой периода, за который он положен.
Внизу страницы специалист по кадрам визирует записку-расчет, подтверждая достоверность всех данных, заполненных им, с указанием своей должности и Ф.И.О.
Заполнение оборотной стороны
Расчет компенсации при увольнении производится бухгалтером. Для этого он заполняется соответствующие таблицы. В первой указываются данные с названием месяца, года расчетного периода и сумм зарплаты, принимаемой к расчету. В строке «Итого» записывается сумма всего оплаты труда, применяемой к учету.Во второй таблице заполняется число календарных дней либо часов в данном периоде в зависимости от применяемой системы оплаты. Далее рассчитывается среднедневной (среднечасовой) заработок, который нужно внести в соответствующую графу.
В следующей табличке проставляется количество дней отпуска, указанные специалистом по кадрам на лицевой стороне, и делается расчет отпускных для компенсации работнику при увольнении, либо удержания из его зарплаты за неотработанное время.
В нижней табличке бухгалтер заполняет сведения обо всех начислениях, полагающихся увольняемому, а также удержаниях по НДФЛ, алиментам и т. д., если они есть. В столбцах с задолженностью, записываются суммы ранее имеющихся долгов как работника перед фирмой, так и компании перед ним.
Значение столбца 19 рассчитывается как сумма граф 13 и 17, из которой вычитаются показатели граф 16 и 18.
Далее полученную сумму на руки нужно расписать прописью и здесь же указать реквизиты платежных документов, по которым она будет выплачена.
Свою сторону документа подписывает бухгалтер с расшифровкой личных данных.
Нюансы
При определении дней отпуска для компенсации при увольнении или удержания, значение этого показателя получается дробным. Его допускается округлять, но только в сторону повышения.
Бланк записки-расчета при увольнении форма Т-61
Скачать бланк формы Т-61 в формате Excel.
Скачать образец заполнения записки расчета при увольнении, по форме Т-61.